Севастопольская независимая информационная газета

Страницы

Погода

Статистика

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов

Реклама

Последние вести

Реклама

 

Февраль 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28

«Наш конфликт с Россией уже не нужен ЕС и США»

_jpg_234_50.jpg Один из главных претендентов на пост МИД Украины, член Комитета Верховной Рады по иностранным делам Леонид Кожара рассказал в интервью «Росбалту», какой будет внешняя политика Украины при президенте Викторе Януковиче.

- Леонид Александрович, куда новый президент поедет с первым зарубежным визитом?
В Верховной раде говорят, что, хотя первым его пригласил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, он сначала поедет в Москву.

- Первый иностранный визит еще не определен. Все будет решаться сразу после инаугурации. Сейчас мы прорабатываем все визиты, в том числе в Брюссель, Россию и даже в США. Я понимаю. что наша сентиментальная славянская душа в этом видит особый символизм. Но давайте относиться к этому прагматично и не видеть в этом никакой символики.

- Правда ли, что Виктор Янукович намерен просить у Дмитрия Медведева кредит для Украины?

- Украина стоит на грани дефолта, это нужно признать. На казначейских счетах остался миллиард гривен, а это меньше одной двадцатой месячных потребностей государства. То есть, финансовое состояние страны просто критическое. Чтобы спасти ситуацию мы должны использовать любые возможные заимствования. К сожалению, кредиты внутри страны гораздо дороже, чем за ее пределами. Посему задача номер один – это восстановить наше сотрудничество с МВФ. Речь идет о получении третьего транша. И главное, чтобы он использовался по назначению, а не так, как это было с первыми двумя траншами МВФ. А затем нам нужно искать новые кредиты, где только это будет возможно. Очень важно, чтобы это были «длинные и дешевые» деньги. Если Россия сможет нам предоставить такой кредит, то однозначно нам необходимо на это идти.

- Сторонники Юлии Тимошенко подозревают, что Партия регионов возьмет такой кредит под залог Газотранспортной системы Украины.

- Это провокация со стороны БЮТ. Это смешно. Чтобы отдать в залог ГТС нужно поменять законодательство Украины, которое запрещает это. В одностороннем порядке Янукович этого сделать не сможет. Только если мы поменяем закон, это реально.

- А в рамках газотранспортного консорциума, который предлагает России и ЕС Янукович, такое изменение закона возможно?

- Разговоры о консорциуме идут уже десять последних лет. И если мы хотим получить эффективную ГТС, то мы должны привлечь инвестиции. Главный результат должен быть таков, чтобы мы могли обеспечить бесперебойные поставки газа и даже нарастить объемы. Логическая схема консорциума может выглядеть так, чтобы здесь присутствовал интерес, как России, так и ЕС. Это обезопасит Украину от рисков обходных газопроводов. Северный поток уже юридически зафиксирован. И здесь Украина потеряла свой шанс. Но другие потоки находятся в стадии разработки. Поэтому сейчас Украина должна приложить максимальные усилия, чтобы предотвратить строительство обходных газовых труб. И консорциум – это один из вариантов.

- ГТС в таком случае может быть залогом? И не может ли Украина в таком случае потерять ее в перспективе?

- Без общенациональной дискуссии и изменения законодательства это невозможно. Пока что нет ни одного такого законопроекта.

- Но законы в украинском парламенте пишут очень быстро и легко.

- Пока его нет (Улыбается).

- Тимошенко утверждает, что Янукович подпишет соглашение о присоединении Украины к Таможенному союзу в рамках ЕЭП в обмен на 20% понижение цены на газ. Готовится ли такой документ?

- Это еще одна ложь Тимошенко. Знаете, в этой стране никто так много не сделал, чтобы Украина вступила в ВТО, как Янукович. Когда оранжевые приписывают это себе, то это откровенная ложь. Основная масса работы была сделана как раз до 2005 года при премьере Януковиче. Что же касается Таможенного союза, то отличие его от ВТО в том, что таможенная политика не согласовывается между участниками, а едина для всех. Поэтому для Украины вопрос может стоять только так: или ВТО, или Таможенный союз. То есть, или мы остаемся членом ВТО, или входим в Таможенный союз со странами, которые членами ВТО не являются. Уже будучи членом ВТО, мы не можем войти в этот союз. А заявления Тимошенко в этом контексте –  традиционные страшилки.

- Виктор Федорович еще до инаугурации сделал довольно громкое заявление, о возможности пролонгации пребывания Черноморского флота в Крыму после 2017 года. Насколько это реально?

- Все мы исходим из того, что международные соглашения должны соблюдаться. Поэтому до 2017 года не может быть речи о выведении флота. Хотя такие предложения, как мы знаем, звучали от украинской стороны. А что будет дальше, пока что очень сложно сказать. И поверьте, вам никто не скажет точно, что же будет после 2017 года. Украина еще сама для себя не сформулировала ряд позиций. А именно, имеем ли мы достаточно средств и возможностей, чтобы обеспечить самостоятельно свою безопасность на Черном море. Ответ на сегодня – однозначно «нет». К сожалению, мы эти никогда этим не занимались. Поэтому сегодня на этот вопрос отвечать еще рано. По моим оценкам, сегодня Черноморский флот обеспечивает, в том числе, безопасность Украины. И это сто процентов. А разговор, останется ли флот после 2017 года, пока что беспредметен.

- Если этот вопрос еще остается открытым, то вопрос об интеграции в НАТО теперь уже точно закрыт?

- Наша интеграция в альянс на самом деле была приостановлена еще на саммите в Бухаресте. Тогда Украине предложили самую непонятную политическую формулу. На практике это означает, что в НАТО нас никто не ждет. Позже это подтвердили два генсека НАТО. Наш курс понятен. Украина должна оставаться внеблоковым государством. Большинство украинцев против НАТО, мы не готовы разделить все вызовы безопасности альянса. На нашей территории находится пять действующих атомных станций. И если мы включаемся в борьбу с международным терроризмом, то мы должны ответить на вопрос: готовы ли мы повысить их безопасность? С нас хватит одного Чернобыля. И таких угроз много. С другой стороны, НАТО тоже не готово разделить вызовы нашей безопасности. Когда мы обращаемся к альянсу, они однозначно отвечают, что у них нет таких специфических программ по защите. То есть, нас там никто не ждет. НАТО не готово включиться в процесс утилизации огромного количества старых советских боеприпасов, которые у нас есть. И фактор России, конечно же, тоже очень важен. Мы не хотим, чтобы наши отношения с Россией в этом контексте ухудшились. Тем более, что обострение отношений Украины с Россией уже не вписывается в стратегию ЕС и политику перезагрузки Обамы. Поэтому мы должны искать новые подходы. В частности, мы готовы участвовать в построении новой системы европейской безопасности. Хотя мы будем сотрудничать с НАТО. Украина никогда не откажется от этого. Мы будем проводить общие учения, используя наши полигоны, обмениваться информацией и так далее. Но о членстве речь не идет.

- А что может предложить Украина России и ЕС в рамках создания новой системы коллективной безопасности?

- В первую очередь, место для проведения переговоров. Мы бы могли предложить саммит «Хельсинки-2» у себя в Киеве. Тогда бы мы фактически стали инициаторами подписания такого соглашения.

- Но ведь это вопрос не одного десятилетия…

- Мир развивается динамично. И я думаю, чтобы созвать Хельсинки-2, не нужно ждать тридцать лет, как это было с первым саммитом. Процесс создания новой системы коллективной безопасности должен пройти намного быстрее.

- Какой будет позиция президента Януковича в отношении Южной Абхазии, Осетии, Приднестровья? Признает ли их независимость Украина под его руководством?

- Позиция Партии Регионов относительно признания или не признания республик уже прописана в заявлении 2008 года. Там мы четко заявили, что эта проблема существует. И призвали все международное сообщество, в первую очередь, страны Европы, собраться на заседание, чтобы решить эти проблемы. Ведь не может быть так, что Косово признали, а другие территории нет. Индивидуального подхода не может быть. И речь о признании или не признании не идет. Нужно решать эти проблемы в более глобальном контексте. Но могу сказать точно, что позиция Украины будет сформирована в рамках общеевропейской оценки.
Беседовала Анна Стешенко

http://www.rosbalt.ru/2010/02/19/714415.html

Хотите высказать свое мнение?