Севастопольская независимая информационная газета

Страницы

Погода

Статистика

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов

Реклама

Последние вести

Реклама

 

Февраль 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28

Николай Онищук: «Судейская ответственность нуждается в совершенствовании»

В декабре  2009 года состоялось заседание Кабинета Министров Украины, на котором обсуждались проблемы относительно преодоления коррупции, в том числе в  сфере судопроизводства и рассматривались пути их решения. По результатам этого заседания Кабинетом Министров Украины принято решение о целесообразности разработки Министерством юстиции Украины соответствующего законопроекта. О том, каким образом законопроект может влиять на судей и уровень коррупции в судах, мы общаемся с главным юристом страны, Министром юстиции Украины Николаем Онищуком.

– Господин Министр, расскажите о законопроекте, и какие проблемы он позволяет решить?

- Проект Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования механизма отбора судей и привлечение их к ответственности” направленный, в частности, на совершенствование механизма привлечение судей к дисциплинарной ответственности и улучшению эффективности функционирования этого института в целом.
Ради этого проектом предлагается разграничить компетенцию существующих на сегодня квалификационных комиссий судей относительно отбора судей и привлечение их к дисциплинарной ответственности. С этой целью предусматривается создание Дисциплинарной комиссии судей Украины как отдельного, постоянно действующего органа в системе судоустройства, функции которого будут сводиться исключительно к решению вопросов относительно привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
– Наше общество, к сожалению, привыкло к тому факту, что судьи не несут ответственности за свои действия. Каким образом будет работать эта комиссия и как можно будет пожаловаться на того или иного судью?

Первое. В отличие от нынешнего механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности, за которым право инициировать рассмотрение такого вопроса принадлежит лишь уполномоченным законом субъектам, в том числе Министру юстиции, проектом предусматривается наделить таким правом каждого, кому известны такие факты.

Второе. С целью обеспечения оперативности и эффективности работы Дисциплинарной комиссии проектом внедряется институт дисциплинарных инспекторов, которые будут проводить соответствующие проверки относительно фактов нарушений судьями закона и будут осуществлять все процедурные действия для подготовки материалов на рассмотрение Комиссии. Службу дисциплинарных инспекторов предлагается создать как правительственный орган, который будет действовать при Министерстве юстиции.
Третье. Рассмотрение дисциплинарного дела будет происходить на принципах состязательности подобно судебному разбирательству, во время которого заслушивается сообщение дисциплинарного инспектора о результатах осуществления проверки, объяснения судьи, относительно которого рассматривалось дело, и (или) его представителя, а также других заинтересованных лиц.
Внедрение таких подходов позволит избежать сосредоточения в одних руках функций проверки фактов дисциплинарных проступков судей и непосредственного рассмотрения вопросов о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Одновременно с этим, проектом определяются четкие основания и сроки привлечения судей к дисциплинарной ответственности, которая сделает невозможным злоупотребление при принятии соответствующих решений.
На сегодня, как известно, механизм привлечение судей к ответственности несколько другой. Да, право инициировать вопрос о дисциплинарной ответственности судьи принадлежит: народным депутатам Украины, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, Председателю Верховного Суда Украины (председателю высшего специализированного суда - относительно судьи соответствующего специализированного суда, за исключением инициации освобождения судьи), Министру юстиции Украины, председателю соответствующего совета судей и членам Совета судей Украины.
В связи с этим, Министерством юстиции проводится разъяснительная работа среди населения относительно оснований и порядка привлечения судей к ответственности. Соответствующие разъяснения можно найти на официальном сайте Министерства юстиции Украины в рубрике „Доступ к правосудию”. В этой рубрике также содержится и образец разработанного Министерством заявления относительно неправомерных действий судьи. Этот образец заявления содержит все необходимые требования относительно информации, которое заявитель должен предоставить Министерству для оперативного решения вопроса относительно наличия достаточных оснований для инициации дисциплинарной ответственности судьи. Кроме того, отмеченную информацию можно получить в печатном виде во всех местных управлениях юстиции.
По результатам рассмотрения таких заявлений, при наличии достаточных оснований Министром юстиции вносятся соответствующие представления к квалификационным комиссиям судей, которые непосредственно решают вопрос о применении к судье дисциплинарного взыскания.

– Чем аргументируется создание такой структуры при Министерстве юстиции? Почему не Министерство внутренних дел?

– В данном случае следует исходить с того, что Министерство юстиции является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной правовой политики. Специалисты Министерства имеют соответствующие знания и опыт в работе с квалификационными комиссиями судей, подготовке представлений относительно дисциплинарной ответственности судей, потому Министерство в полной мере способно организовать профессиональную и эффективную проверку фактов нарушения судьями законодательства.
– По вашему мнению, этого достаточно, чтобы судьи стали более ответственными и квалифицированными?

– С точки зрения ответственности в сочетании с уточнением оснований для этого - так. Если говорить о профессиональности судей, проект предлагает внедрить новую систему отбора судей, которая будея заключаться в составлении кандидатами на должность судьи квалификационного экзамена в форме анонимного тестирования и собеседования. Стоит отметить, что независимое тестирование, внедренное Министерством юстиции в прошлом году для нотариусов, как способ борьбы с коррупцией –полностью себя оправдало.
Ради повышения уровня подготовленности кандидатов на должность судьи к специфике судейской профессии, особенно в практических аспектах, проектом внедряется обязательное прохождение ими специализированной профессиональной подготовки в Академии судей Украины. Такой механизм существует во многих европейских странах и показывает достаточно высокую эффективность такой формы подготовки.
Главной наработкой проекта в этой части является внедрение по существу нового механизма отбора судейских кадров, который предусматривает доступ к судейской профессии, а не к конкретной должности в конкретном суде, как это делается сегодня и является одним из коррупциогенних факторов в судебной системе.
–    Каких изменений Вы ожидаете в результате принятия данного проекта как закона?

В первую очередь, ожидается усиление ответственности судей – у судьи увеличивается количество рисков быть наказанным за злоупотребление полномочиями, и улучшение в целом ситуации в судебной системе. Внедрение действенных механизмов реагирования на нарушение судьями законодательства при рассмотрении дел и оперативное решение вопросов, связанных с привлечением их к дисциплинарной ответственности.
Во-вторых – проект устраняет самый существенный коррупционный фактор, который не позволяет нашей судебной системе эффективно работать. Украинское общество, наконец, будет иметь возможность получать высоконравственных и высокопрофессиональных специалистов, которые будут стоять на защите интересов граждан. Надеюсь, что уровень жалоб на судей, которые я получаю практически ежедневно, снизится в разы и люди будут довольны работой судебной ветви власти.

Хотите высказать свое мнение?