Севастопольская независимая информационная газета

Страницы

Погода

Статистика

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов

Реклама

Последние вести

Реклама

 

Февраль 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28

УРОКИ ЦИНИЗМА, или Наша новая школа

c6e09c705eab.jpg Недавно в эфире Первого канала активно обсуждалась инициатива главного санитарного врача России Геннадия Онищенко о запрете популяризации курения в отечественном кинематографе. Беспокойство чиновника вполне объяснимо: здоровье нации оставляет желать лучшего. А визуальное искусство, мол, только подливает масло в огонь, подавая плохой пример подрастающему поколению. И все бы ничего, если не учитывать очередность телепрограмм данного и, заметим, ведущего, российского канала. Оживленную полемику в студии Андрея Малахова предварил показ нового радикального сериала о подростках “Школа” режиссера Валерии Гай Германики, представляющего собой полный набор душераздирающих подробностей о жизни современной школы. При этом детям и родителям предлагается дважды за вечер насладиться “правдой” шокирующих взаимоотношений поколений.

Символично, что данный проект стал своеобразным стартом объявленных в России Года учителя и новой президентской программы “Наша новая школа”. Реформа среднего образования уже давно стала притчей во языцех, и, как нам кажется, демонстрация шестидесятисерийного фильма Германики, по замыслу его создателей и прокатчиков, должна подвигнуть общественность на кардинальные изменения в этой области. А иначе как объяснить то, что “Школа” идет в прайм-тайм и в эфире канала, которому по старой привычке верят девяносто процентов россиян?!
Возможно, этим показом Первый рассчитывает привлечь молодежную аудиторию? Отчасти это уже удалось: о фильме говорят и спорят, восхищаются и негодуют. Одни называют это прорывом, другие напротив — полной деградацией и падением нравов.
Большинство родителей в ужасе от увиденного, а сами школьники не отождествляют себя с героями фильма. Неоднозначную реакцию па провокацию общероссийского телеканала выразили и депутаты Государственной Думы.
Да что говорить, если учащиеся московской школы, где проходили съемки, выступили против откровенной чернухи, выплеснутой на экран. А на днях учителя Камчатки выступили с требованием прекратить показ “Школы”.
Мы — не ханжи и понимаем, что проблемы действительно существуют. Но в фильме весь негатив гипертрофированно сконцентрирован до состояния критической массы, готовой взорваться и детонирующей в каждом кадре. Афоризм “Дети — цветы жизни” представляется горькой насмешкой и цинизмом по отношению ко всему, что мы связываем с понятиями “школа”, “учитель”, “взросление”. Неужели за девятнадцать лет после распада Советского Союза удалось так растоптать и предать забвению идеалы советского школьного воспитания, не говоря уже об образовании?! Ведь в фильме оно сведено на нет. По большей части там преподают не учителя, а учащиеся и отнюдь не физику и математику. А уродливо искаженные представления о морали, невесть откуда взявшиеся у девятиклассников! Любой урок превращается в фарс и одновременно в поле боя, где победителем каждый раз оказывается тот, кто сидит на школьной скамье. У зрителя невольно возникают вопросы: “Где воспитываются эти дети? Из какой социальной среды вырастают эти моральные мутанты? И насколько показанное соответствует действительности?”.
Достаточно вспомнить урок литературы, где творчество великого русского поэта Александра Пушкина оценивается учениками через призму его анатомических особенностей и сексуальных возможностей в связи с его расовыми корнями. И как можно реагировать на эпизод, где девятиклассник заключает пари с одноклассниками на то, что он совратит учительницу?! А история со взяткой?! В самой подаче уже заложена заведомая ложь.
Во-первых, вопрос золотой медали решает не рядовой учитель. Во-вторых, сумма взятки явно завышена. А в-третьих, трудно представить, что раскаявшаяся учительница столь немалые деньги будет возвращать через ученицу.
На экране культивируются насилие, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также откровенные постельные сцены с участием несовершеннолетних. Героям фильма Гай Германики едва исполнилось четырнадцать лет! С утра и до вечера в рекламных блоках звучит фраза “Что вы о нас знаете?”. И действительно, быть может, мы совсем не знаем наших детей?! Ведь в основе фильма — расследования… Интерпола! Остается только догадываться, с чьих санкций и что делала столь уважаемая международная организация в российских школах.
Спишем этот факт на издержки демократии. Однако мы уже подошли к пониманию того, что эта самая демократия не есть распущенность и вседозволенность.
Одной из задач президентской программы “Наша новая школа” является привлечение в общеобразовательные учебные заведения молодых специалистов. Положа руку на сердце, скажем, что после просмотра сериала ни один нормальный и здравомыслящий выпускник вуза не появится на пороге современной школы. Это же сродни самоубийству. Ежедневный моральный прессинг со стороны обучаемых — прямая дорога к петле. Если вы, конечно, не садомазохист. И о каком престиже профессии учителя может вообще идти речь, когда Первый канал утверждает обратное?!
Кстати, к вопросу о морали. Если на телеканале пропагандируют курение в кадре подростков, пивной алкоголизм, сексуальные отношения в среде несовершеннолетних, то имеет ли право этот же самый канал транслировать Рождественскую службу или парад Победы на Красной площади?! Таким вопросом задается популярный телеведущий Сергей Стиллавин.
Вот как комментирует творение Гай Германики заместитель директора по воспитательной работе Севастопольской школы № 8 МО РФ имени 850-летия Москвы Ольга Юрьевна Поливарова:
— Я работаю в этой школе более десяти лет и могу утверждать, что фильм лишен всякой правдивости. Конечно, бывает всякое, но зачем зацикливаться только на плохом и возводить его в принцип. Такой чернухи в нашей школе нет.
Сегодня я вела урок в девятом классе, и мы обсуждали с ребятами очередную серию “Школы”. Мнение детей — противно смотреть. В не меньшей степени возмущены и родители. А нам, учителям, хочется звонить во все колокола. Намерены обратиться к Президенту России Дмитрию Медведеву и спросить, каким образом Год учителя и его программа соотносятся с этим кинопроизведением. Да, систему образования нужно менять, но только не посредством таких ужастиков. “Школа” — диверсия против всей системы образования.
Директор севастопольской гимназии № 1 имени (того самого!) А.С. Пушкина Виктор Альбертович Оганесян сказал буквально следующее: “Я не смотрю этот фильм. Поскольку дочь предупредила, что такая “Школа” явно не для моей психики. В нашей учительской среде идет бурное обсуждение, и учителя возмущены такой трактовкой современной педагогики”.
Директор средней школы № 44 имени Героя Советского Союза В. Ходырева Николай Петрович Апенкин разделяет мнение своих коллег: “Это глупый сериал, который подрывает устои нашей в широком понимании школы. Такое впечатление, что в той школе нет ни руководства, ни учителей. Случайные люди с улицы зачем-то собрались в учительской, а учащиеся предоставлены сами себе. Моя теща каждый вечер донимает меня одним и тем же вопросом: “Что, такое бывает в школе?”. Утверждаю: не бывает! Я как работник образования возмущен телевыходкой Первого канала”.
Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова заявила о том, что ее организация будет требовать компенсации морального ущерба, который наносит этот сериал. “Такая школа, может быть, была в середине девяностых годов, — уверена она, — когда была вакханалия, когда страна захлебывалась от конфликтов. А сейчас школа находится под контролем государства и под серьезным влиянием национального проекта”. По мнению члена Общественной палаты Российской Федерации, директора одной из лучших московских школ — Центра образования № 548 Ефима Рачевского, показ “Школы” является худшим подарком педагогам к Году учителя: “Когда я смотрел этот сериал, мне так не захотелось быть учителем, быть директором школы, мне так совестно стало, что у меня звание “Народный учитель России”, потому что это — чернуха абсолютная, чернуха про учителей”.
Мы полностью солидарны с этими словами. Да и с точки зрения киноискусства “Школа” не выдерживает никакой критики: рваные кадры, расфокусированное и смазанное изображение, посторонние шумы… Словом, полный треш. Этакое домашнее видео.
Правда, руководство Первого канала призывает не делать скоропалительных выводов и досмотреть фильм. Не уверены, что лучшее будет впереди. Ведь сама Гай Германика, оказывается, имеет весьма смутные представления о школе. В возрасте тринадцати лет она была переведена на домашнее обучение. Видимо, все, что мы сегодня смотрим, - всего лишь плод ее буйной фантазци, а образ девятиклассницы Носовой имеет автобиографические корни.
По утверждению двадцатипятилетней Валерии Гай Германики, искусство должно потрясать и развлекать. Сегодня, считает она, вся страна не только развлекается, но и… поднимается с колен. Еще одно ее высказывание: “Для меня важно, чтобы “Школу” посмотрели мои близкие, родственники, коллеги, друзья и учителя. Они все очень мной гордятся. Так приятнеиько!”.
Вот такая “приятненькая развлекушечка” получается, которая, между прочим, по утверждению врачей, может навредить подростковой психике. А мы, видите ли, все решаем, “отнимать” ли сигарету у Штирлица!

Дмитрий МАКАРОВ, Евгения ЩЕРБАКОВА

Хотите высказать свое мнение?