Севастопольская независимая информационная газета

Страницы

Архивы

Статистика

МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов

Погода

Управление

Рубрики

Последние вести

 

Апрель 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Март    
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30  

Севморзавод: хроника конфликта, динамика развала

dsc07472-1.jpg p3170018-1.jpg

23 марта состоялось общее собрание членов трудового коллектива ОАО «Севастопольский морской завод», которое, вопреки ожиданиям, не стало логическим завершением почти трехмесячного противостояния работников предприятия и его администрации.

История вопроса
Начиная с декабря прошлого года ни одно заседание антикризисного комитета при городской государственной администрации не проходило без упоминания Севастопольского морского завода. Причиной тому стала непростая ситуация на предприятии и, в первую очередь, возникшая задолженность по выплате заработной платы. Председатель СГГА Сергей Куницын неоднократно обещал разобраться сначала с руководством, потом с собственниками завода, но проблема не исчезала.
Не дождавшись помощи в решении вопроса со стороны городских властей, на которых работники предприятия в определенной степени все-таки рассчитывали, они решили действовать самостоятельно. Тем более, что в нашей стране еще в 1998 году принят Закон Украины № 137/98-ВР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», который предлагает четкий механизм поведения в подобных ситуациях. Поэтому в феврале по инициативе профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ОАО «Севморзавод» рабочие производственных цехов №№ 420, 520, 530 начали процедуру выдвижения требований к администрации путем сбора подписей и оформления подписных листов.
Среди основных требований заводчан были:
— погашение сформировавшейся на тот момент задолженности по заработной плате;
— обеспечение загрузки производственных мощностей предприятия;
— обеспечение нормальных санитарно-бытовых условий в цехах;
— принятие коллективного договора, содержащего приемлемый уровень социальных гарантий, и др.
2 марта подписные листы были переданы в адрес администрации Севморзавода, которая, в свою очередь, должна была дать ответ в срок, не превышающий 30 дней с момента их получения. И только в случае частичного или полного отказа администрации от выполнения предъявленных требований профсоюзный комитет предприятия оставлял за собой право принять решение о вступлении в коллективный трудовой спор, крайней мерой разрешения которого является забастовка.
Но в этот момент развитие событий было активизировано политическими силами, которым не безразлична судьба Севастопольского морского завода. Митинг, проведенный 17 марта у заводской проходной по инициативе Нахимовского райкома Коммунистической партии Украины, вызвал немалый общественный резонанс. По его итогам на предприятии в тот же день прошла внеплановая встреча наиболее активных членов трудового коллектива с представителями администрации предприятия, а также районной и городской государственных администраций.
К сожалению, в ходе встречи заводчане в очередной раз убедились, что рассчитывать на реальную помощь властей не приходится. По словам присутствовавшего на встрече председателя Нахимовской районной государственной администрации Сергея Кириленко, ФГИ Украины подтвердил законность проведения приватизации предприятия и продажи пакета акций нынешнему собственнику. Поэтому представители властных структур города действительно в течение трех месяцев делают попытки встретится с собственником завода, но лишь для того, чтобы обсудить с ним перспективы развития предприятия.
Не порадовал рабочих и начальник управления промышленности, транспорта и связи СГГА Леонид Карпов. Ни для кого не секрет, что уже несколько лет в городе обсуждается вопрос строительства нового грузопассажирского парома для работы на линии Артбухта — Северная сторона. Еще в 2006 году Кабинетом министров Украины была утверждена «Программа устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития Севастополя на период до 2015 года», в которой было предусмотрено 26 млн. гривен на строительство морского парома за счет средств городского бюджета. К сожалению, специалисты СГГА — разработчики основного финансового документа нашего города на 2009 год (впрочем, как и на 2007, и на 2008 годы) не сочли реализацию этого проекта необходимой для севастопольцев — деньги в бюджете отсутствуют. А ведь выполнение работ по строительству парома могло бы в какой-то степени обеспечить загрузку Севморзавода и, как следствие, выплату заработной платы в это нелегкое время…
И вот, наконец, 23 марта состоялось общее собрание трудового коллектива, в котором приняли участие около 400 человек. Основной вопрос повестки дня — отчет администрации о выполнении коллективных требований, выдвинутых работниками производственных цехов
и сформированных в подписные листы с предупреждением о начале коллективного трудового спора.
В своем выступлении исполняющий обязанности генерального директора предприятия Александр Проказа назвал основные причины формирования задолженности по выплате зарплаты, которая на сегодняшний день составляет почти 4 млн. грн., и платежей в Пенсионный фонд в размере 1,1 млн. грн. Это и неустойчивая курсовая разница по валютным кредитам, которые предприятие берет при отсутствии собственных оборотных средств, и длительный цикл строительства судов, превышающий мировые нормы в полтора-два раза, и отсутствие полноценной загрузки доков. Существующая среднемесячная загрузка судоремонта составляет 600-700 тыс. грн., а это лишь 25% плановой. Судостроение практически остановлено — ни у заказчика, ни у банка, ни тем более у завода нет средств на финансирование этой работы. Один из путей получения реальных средств в настоящее
время администрация видит в реализации непрофильных активов предприятия на общую сумму в 40 млн. грн., за счет чего можно было бы не только погасить задолженность по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды, но и реанимировать производство. К сожалению, в настоящее время по понятным причинам желающих приобрести эти активы нет. И в ближайшее время улучшения ситуации не будет. Поэтому в настоящий момент руководство завода гарантирует лишь частичное погашение в размере 500 гривен задолженности по выплате ноябрьской заработной платы в срок до 27 марта. Выплата остальной суммы может произойти в апреле.
imgp4813-1.jpg После трехчасовых выступлений не согласных с такой ситуацией работников завода, членов профсоюзного комитета, ветеранов-морзаводцев, приглашенных лиц общее собрание трудового коллектива приняло решение обязать исполняющего обязанности генерального директора Александра Проказу выполнить следующие действия:
1. Погасить задолженность по выплате заработной платы в полном объеме в срок до 10 апреля 2009 г.
2. Ликвидировать задолженность перед государственными фондами по страховым и пенсионным отчислениям в срок до 30 марта 2009 г.
3. Разработать план стабилизации и развития производства на 2009 год, утвердить его в Наблюдательном совете и довести до сведения трудового коллектива в срок до 15 апреля 2009 г.
4. Обеспечить окончательную доработку коллективного договора и его принятие в срок до 20 апреля 2009 г.
В случае невыполнения полностью или частично перечисленных требований в указанные сроки общее собрание поручило профсоюзному комитету организовать акцию протеста 21 апреля 2009 года — в день проведения очередного общего собрания акционеров ОАО «Севастопольский морской завод».
Апрель обещает быть насыщенным новыми событиями…

Татьяна КОРОБКОВА

Динамика уничтожения

В связи с распадом СССР и непринятием конверсионных мер, передачи предприятия вопреки государственной, политической и экономической логике в частную собственность, технический потенциал завода за 8 лет с 1993 по 2001 г. был практически ликвидирован. Происходило это так. В1993 г. госзаказ составлял 80%. В1994 г. — корпоративный, госзаказ 0%, обвальные инфляционные процессы, падение платёжеспособности заказчиков. Начало падения производства.
1995 — 97 гг. Создание акционерного общества (100% акций — госсобственность), госзаказ — 0%, инфляционные процессы, создание более 30 дочерних предприятий, диверсификация производства, поиск новых рыночных ниш.
1997—2006 гг. Неоднократная смена собственника основного пакета без каких-либо восстановительных последствий для завода. Падение объёмов ремонта кораблей ВМФ РФ и ВМС Украины с 15.0 млн. грн. до 0, ликвидация машиностроения, металлургии. Рост общего объёма производства с 31 млн. до 212 млн. грн. за счёт коммерческого судоремонта и прежде всего судов дальнего зарубежья, перевалки грузов, выполнения других, не свойственных профилю завода задач. Ликвидирована (продана) северная производственная площадка (специализация — машиностроение) вместе с уникальным сухим доком с размерами 290×36x11 м. Из активов ОАО выведена социальная инфраструктура: детские оздоровительные сооружения на ЮБК в п. Береговое—около 40 га, заводской стадион (4 га), учебные и общественные заведения и площади. В1999 г. на площадях СМЗ, на условиях передачи зданий и аренде производственных мощностей создано предприятие ООО ССЗ «Лазаревское Адмиралтейство» (основной собственник — ООО «Инвестиционно-Промышленная Группа «Плато», РФ), которое до 2006 г. имело положительную динамику, а номенклатуру — ремонт кораблей ВМФ. Однако за последние два года здесь тоже обозначился резкий спад производства из-за ослабления поддержки РФ Черноморского флота и разрушительных действий руководства ОАО «СМЗ». «Соглашение между Правительством Украины и Правительством РФ по реализации долгосрочной программы модернизации и ремонта кораблей и военно-морской техники для ВМФ РФ и ВМС Украины», подготовленное в 1999 г., так и не было подписано, хотя имело большую государственную важность, прежде всего для РФ.
Государственный пакет со 100% в 1995 г. сокращён до 26% в 1998 г. и в 2006 г. продан окончательно брокеру 000 «Миллениум капитал».

Состояние Севморзавода на конец 2008 года
Судоремонтно-судостроительное предприятие ОАО «Севморзавод», незамерзающая, хорошо укрытая акватория, мощности которого позволяли выполнять в сжатые сроки любой ремонт любых кораблей, по всем боевым частям и строить суда шириной до 27 м, спусковым весом до 3000 тонн, имеющее все виды подъездных путей, расположенное практически в центре города по берегам бухты, находится на грани полного уничтожения. Возможно банкротство.
tabliza.jpg Долги ОАО «СМЗ» составляют около 100 млн. грн. Ликвидационная стоимость оценивается в $ 30-50 млн.
За 15 лет в результате незаконного за бесценок акционирования «своим» предпринимателям и действиям ряда ведомств Украины, сменилось много владельцев: американских, ливанских, российских и украинских. Все они, несмотря на начальные заверения о намерении развивать предприятие, стремились лишь продать очередному «хозяину» доставшийся почти даром кусок народного достояния. В настоящее время владельцами завода являются российский бизнесмен Григоришин (63% акций) и украинский бизнесмен Порошенко (30%), которые ведут ту же политику. В результате завод опустошен, предприятие практически остановлено, За бесценок продана и вся социальная база: пансионат, общежития, стадион. Предприятие лишилось бесценной базы отдыха на Южном берегу Крыма—около 50 га (по-видимому, это и являлось основной целью при приобретении завода). Все эти действия предприняты новыми хозяевами ОАО «Севастопольский морской завод» вопрем мнению трудового коллектива.
Возможны действия владельцев и администрации ОАС «СМЗ» по распродаже отдельных зданий и сооружений завода — поликлиники (на территории завода), корпусов заводоуправления и др. отдельным собственникам иных направлений деятельности.
Задолженность по заработной плате работникам завода в настоящее время составляет 6 млн. грн. Из которых 3,8 млн. грн необходимо выплатить на руки. 1,4 млн.грн. — долги по платежам в Пенсионный фонд, а остальные деньги это подоходный налог и выплаты в различные фонды.
Грустно говорить об этом, но сегодня Севморзавода фактически нет, списочный состав числящихся там работников около 700 человек, но и эти остатки некогда могучего трудового коллектива фактически не имеют работы, по нескольку месяцев не получают зарплату. (В 1991 г. численность работающих составляла 11820 человек).
С участием ветеранов завода и группы активистов из числа работающих там сейчас создан комитет по сохранению и развитии ОАО «СМЗ», который возглавил ветеран завода председатель ГОО «Консорциум развития Севастополя» Александр Марков.
«Гибель градообразующего предприятия региона, как понятно любому непредубежденному человеку, недопустима, и мы 6удем бороться», — говорит Александр Марков.
По мнению председателя севастопольской госадминистрации Сергея Куницына, нынешний владелец контрольного пакета акций завода россиянин Константин Григоришин сознательно доводит его до банкротства, чтобы снести цеха и застроить территорию возле морского побережья жилыми домами.
Начальник управления экономики СГГА Элимдар Ахтемов признает, что никаких рычагов давления на собственника у Севастополя нет, поскольку в свое время контрольный пакет акций Севморзавода был продан без каких-либо условий. — «На других предприятиях есть какие-то инвестобязательства.
На Севморзаводе мы можем только апеллировать к совести собственника и пытаться с помощью силовых структур повлиять на ситуацию. Не знаю, что получится, но город постарается не потерять завод», — сказал Ахтемов.
Николай Буткин

«Вести» № 6 от 27 марта 2009 г.

Хотите высказать свое мнение?